Андрей Макаров (kostiyanich) wrote,
Андрей Макаров
kostiyanich

С праздником, дорогие товарищи







Идея социального равенства, вероятно, возникла параллельно с зарождением классового общества, ну, может, чуть позже. Чувство справедливости - одно из врождённых чувств человека. Движимые обидой на  несправедливое устроение общества, неимущие, угнетённые часто поднимали восстания против имущих. Чаще восстания жестоко подавлялись, иногда вели к установлению новой иерархии из победивших восставших. Организовать  государство без иерархии не получалось, и бывшие угнетённые сами становились угнетателями.


Но в истории были примеры попыток устроения общества на принципах равенства. Самый интересный, не считая Страны Советов, это пример из истории Персии V-VI  веков. Засуха, нашествия саранчи, последующие неурожаи привели страну в 491 году к кризисному состоянию, начались беспорядки. Ближайший советник правившего в то время шаха Ковада (488-531) верховный жрец Маздак предложил программу урегулирования кризиса. Если кратко, то суть её в следующем: в мире существует добро и зло, добро - это воля и разум, зло -  неразумие, стихийность, инстинкты. Собственность - это зло, потому-что обладание собственностью порождает зависть и вражду. Вывод: посредством разума исправить несправедливость - ввести равенство, уравнять блага, экспроприируя имущество богатых, раздавая бедным. В идеале создать такое общество, где всё будет общим: огонь, вода и трава - три начала, лежащие, по мнению Маздака, в основе всего. Тогда исчезнет зависть, прекратятся ссоры и вражда. Шах Ковад посчитал концепцию логичной и поддержал Маздака, начались реформы и конфискации. Особенно сторонники Маздака - маздакиты, любили экспроприировать женщин из больших гаремов знати, но не гнушались и другими богатствами, поровну распределяя отнятое между собой.


Вот что говорил Маздак: «Да будут разделены блага между людьми в одном и том же. Да отдаст один другому свое богатство, чтобы не было нищеты, бедности, чтобы все были равно наделены житейскими благами. Жены – тоже ваше имущество. Да будет разрешено каждому познать женщину. Пусть никто не будет в этом мире обделен удовольствиями и наслаждениями, двери желания да будут открыты перед всеми людьми». Естественно это не понравилось определённой части общества, да и богатств на всех не хватало, и когда маздакиты нарвались на сопротивление, они устроили террор. Шах оказался марионеткой в руках борцов за социальное равенство. Интересно, что евреи из многочисленных общин, находящихся в Персии, разделились: ортодоксы-талмудисты возмутились концепцией и последствиями её претворения в жизнь, вольнодумцы-каббалисты с удовольствием присоединились к сторонникам Маздака.


В 496 году шах бежал от маздакитов к соседним эфталитам. Вернувшись с войском, он номинально вновь занял престол, но маздакиты продолжали играть главную роль в стране, терроризируя неугодных.


Кстати, в персидских и арабских источниках авторы изображают Маздака обманщиком. Приведу отрывок из книги «Сиасет-наме» («Книга о политике»), написанной Незам-оль Мольку (XI в.) и являющейся своеобразным наставлением царям, как следует управлять государством и подданными (в переводе с арабского Б. Заходера):
"Народ развратился от соблазна общности имущества и жён. Образовался средь простого люда такой обычай: приводил кто к себе в гости двадцать человек, и вот, откушав хлеба, мяса, вина, сладостей, послушав музыку, шли гости один за другим в женские покои, и это не считалось зазорным. Было даже правило: вошедший к женщине оставлял у дверей помещения шапку; когда другой сластолюбец видел положенную шапку, он должен был дожидаться, пока его предшественник не выйдет из двери."


В 529 году сын шаха Ковада царевич Хосрой собрал войско из противников, привлёк на свою сторону племена саков, этих сил хватило чтобы расправиться с Маздаком и его сторонниками. Расправа была жестокой: Маздака повесили, остальных закапывали в землю живыми вверх ногами.


P.S: В общем, пока существуют общество, основанное на подавлении, господстве власть имущих или на господстве государства в лице его представителей, не будет нам, товарищи, счастья.
Только анархия (мир без господства) спасёт планету от произвола одних над другими: http://kostiyanich.livejournal.com/51090.html




Tags: история
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Кронштадт в одной фотографии

    Одна из изначальных функций Кронштадта - это защита Санкт-Петербурга с моря. Почти триста лет город-крепость надёжно защищал Петербург,…

  • Простой вопрос

    Вопрос простой. Даже не вопрос, скорее, раздача остатков жетонов. Кто здесь воплощён в металле? Первый правильный ответ - 100 жетонов, второй…

  • Рынок на Удельной

    После посещения стамбульского блошиного рынка: https://kostiyanich.livejournal.com/147268.html возникла идея посетить и наш…

  • Улица Ленина

    В тихом уютном дворике по адресу Цюрих, Шпигельгассе, 14, стоит не особо примечательный дом, в котором с февраля 1916-го по апрель…

  • Ночной альбом. Конкретная музыка

    В 50-е годы в массовой продаже появилась звукозаписывающая техника. Магнитофоны и микрофоны стали доступны населению. Некоторые…

  • Наглядное

    Рассматривая только эстетическую составляющую идеологии в наглядной агитации и…

  • Красный день календаря

    Фотографии с выставки в Росфото к столетию революции…

  • Про лайки и душевные терзания

    – Хватит маньячить, – говорит приятель, пытаясь остановить мои фотопоползновения по его кухне, – сейчас историю…

  • А что изменилось?

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →