Андрей Макаров (kostiyanich) wrote,
Андрей Макаров
kostiyanich

Кронштадт. Владимирский собор







Во все времена в Кронштадте строили или перестраивали (после пожаров или по причине ветхости) Церковь для первой и самой главной святыни города – Владимирской иконы Божией Матери.  Эту икону написали по приказу Петра I специально к освящению форта  Кроншлот.  Образ был исполнен маслом на металле и украшен позолоченной медью.  Освящение форта состоялось 5 мая 1704 года, о чем оставлено было свидетельство - запись в судовом журнале. Эта дата и стала Днём рождения Кронштадта. «Беречь оборону сего места, с Божией помощью, до последней капли крови, яко наиглавнейшее дело», - сказал Государь Пётр Алексеевич, вручая икону полковнику Тимофею Трейдену. Во время боевых действий она всегда находилась на передних рубежах обороны города-крепости



Существующий ныне каменный храм построен архитектором Христианом Грейфаном в 1875-1882 годах на месте сгоревшей в 1874 году деревянной церкви.

Здание выполнено  в византийском стиле и завершено пятиглавием, расположенным необычно: три луковичные главки венчают восточную часть и две расположены по бокам высокой и стройной шатровой колокольни. Высокий подклет из гранита. Окна первого этажа украшены лепными кокошниками с балясинами – цитаты из стиля русских церквей. Стены при строительстве окрасили в серый цвет (сегодня Храм – небесно-голубой), крыша железная, колокольня из шиферного железа; на куполах - большие золоченые кресты. Крыльцо-портик с открытыми арочными проемами.  Над центральным проемом - фронтон в форме кокошника с крестом. В храм ведет высокая гранитная лестница с каменным портиком. Колокольня  увенчана восьмигранным шатром с двумя ярусами окон.






Впервые в практике строительства церквей  здесь были устроены  металлические  колонны, заполненные внутри цементным составом. Благодаря их незначительному объему богослужение можно было наблюдать буквально отовсюду.

Великолепной была и внутренняя отделка храма: пол — мозаичный, на темно-вишневых стенах и потолке красиво выделялся пестрый орнамент, выполненный в византийском стиле. Иконостас из темного американского ореха, Царские врата из кипариса. Амвон обнесен прекрасной балюстрадой из белого мрамора с бронзовой решеткой. Южные и северные двери, ведущие к алтарю, из резного ореха.

Все образа в иконостасе были написаны на медных досках. Живописные работы, а также окраска храма были выполнены Обществом русских художников по эскизам академика живописи  Е. В. Годуна,  кроме четырех старинных образов в серебряных позолоченных ризах, оставшихся от старого храма. В верхних окнах стояли желтые стекла.  Над притвором были устроены большие хоры.  В Храме - прекрасная акустика.






При низкоэтажной застройке Кронштадта  храм с пятью высокими главами и 50-метровой колокольней стал важной архитектурной доминантой северо-восточной части города. Главы и колокольня Владимирского собора были видны с дальних точек Невского фарватера и являлись ориентиром для морских судов. И в наше время восстановленные церковные шатры и главы можно видеть примерно с середины дамбы.

Храм рассчитан на 3000 человек. В нем хранились знамёна различных воинских частей. Каменное здание Владимирского собора представляло собой интересный пример полкового храма, предназначенного для многих воинских частей. Первые ряды каждого подразделения занимали место вблизи алтарной части, а последние - ближе к притвору. Таким образом, устранялись споры о том, какая воинская часть имеет преимущественное положение.








На углу Николаевского проспекта и Владимирской улицы была выстроена каменная часовня, принадлежавшая храму.






DSCF1302ampir.jpg




В 1902 году храм получил статус крепостного собора. В нем молились офицеры и солдаты сухопутных войск, размещенных в Кронштадте.

В 1931 году Собор был закрыт. Исчезла и главная святыня Кронштадта – ровесница города. Владимирская икона Божией Матери. Судьба ее до сих пор неизвестна…


DSCF1303ampir.jpg


В войну здание использовалось как бомбоубежище. После войны собор был и складом, и рынком (старожилы говорят, там даже елки перед Новым годом продавали); в 1960-е годы в соборе планировали разместить физкультурный комплекс с бассейном. Чтобы убрать «лишние» архитектурные детали, решили сделать  несколько направленных взрывов. Были разрушены апсида, паперть и колокольня, однако храм все же устоял. После второго взрыва по соседним зданиям пошли трещины, и взрывы решили прекратить.











В начале 90-х храм был возвращен верующим.

С  восстановления  Владимирского собора началось возрождение православных храмов в Кронштадте









Tags: Кронштадт, Фотография, архитектура, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “архитектура” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →