
Петровский док – гордость и боль Кронштадта.
Уникальное гидротехническое сооружение, строительство которого началось ещё при Петре I. Одни говорят, что идею сухих доков Пётр подсмотрел на Белом море у поморов, строителей замечательных судов – кочей. Но в Белом море доки работали на приливной волне: с приливом корабль мог зайти и выйти, с отливом вода уходила, и док высыхал, можно было работать. В Финском заливе таких мощных приливов нет, но выход был найден – постройка дока ниже уровня моря: вода естественным образом поступала в док, а потом уходила в доковый бассейн, находившийся ниже уровня самого дока. Другие говорят, что Пётр изучал доки в Англии и Голландии: их недостатком была длительная откачка воды.
Как видим, Пётр и его инженеры решили эту задачу: вода очень быстро уходила естественным образом. Оставалось только осуществить грандиозный инженерный проект, строительство которого началось в 1719 году. К сожалению, Пётр I не увидел свое детище завершённым: доковую систему открыли 30 июля 1752 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, лично запустившей шлюзовые механизмы. Трижды грянул салют из 1331 орудия стоящей в гаванях эскадры.
Длина сооружения 2,24 км. В нём могло ремонтироваться одновременно до 10 больших судов. Поначалу воду из докового бассейна откачивали вручную. Но в 1774 году на берегу бассейна Петровского дока начали устанавливать первую в России паровую машину для откачки воды. Её доставили из Шотландии установка продолжалась около двух лет. После введения в эксплуатацию доковый бассейн стало возможным осушать всего за девять дней. Прослужила паровая машина 75 лет! Первая часть доковой системы, находящаяся сразу за шлюзом, работала ещё в начале 2000-х годов. Крестовина начала приходить в упадок намного раньше.
Я обязательно привожу, вернее, приводил (сейчас поставили забор, но проникнуть можно, при определённых навыках), в док друзей, гостей города и иностранцев. Всех поражает поистине циклопическое сооружение, построенное нашими предками. Особенно восхищаются поклонники теорий, пропагандируемых РЕН-ТВ, об инопланетянах, рептилоидах и атлантах. С блеском в глазах они рассматривают полигональную и другую кладку гигантских камней и говорят: «Вот оно, реальное доказательство, ибо без катерпиллеров или вмешательства внешних сил построить сие просто не возможно». «Вручную? Рычаги? Да ты смеёшься!» – верещат слабосильные хипстеры, не верящие в индивидуальную и коллективную силу русского крепостного крестьянства и вольнонаёмных мастеров-каменотёсов. Иностранцам же просто нравится, когда у нас всё разрушено.
Сейчас есть проект по превращению сухого дока в музей. Хотя почему нельзя ремонтировать там корабли, как раньше? Что ж, начальству виднее. Вообще, если бы система откатов существовала при Гоголе, сколько бы Маниловских планов было осуществлено в России! На мой взгляд, первым систему откатов ввел Распутин, впрочем, утверждать не буду... Ещё в сухом доке интересно наблюдать, как быстро природа берёт свое и разрушает следы цивилизации: там растут уже довольно большие берёзки, а летом дно покрывает густая растительность, скрывающая полигональную кладку атлантов...







← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →