Андрей Макаров (kostiyanich) wrote,
Андрей Макаров
kostiyanich

Category:

Мелодии и ритмы







«Управляют хипстером главным образом информационные запахи и ветры. Голем разворачивается туда, откуда прилетает самый соблазнительный запах. Наше суровое Отечество, увы, здесь неконкурентоспособно — оно не производит ни красивых двусмысленностей, ни терпких ароматов. На государственном информационном предприятии такого не выпилить. А голем думает носом.

Голем устроен так, что не понимает тождественности Тупака Шакура и Михаила Круга (Кеша, кстати, ее видел). Поэтому источник энергии русского хипстера — непримиримый конфликт между «hip» и «гоп», в которых он не может распознать полюса одной и той же вставленной в него батарейки. У русского полюса этой батарейки знак «минус». Но глупо обвинять в этом голема. Виноваты национальные маги, до сих пор делающие вид (и иногда даже сами верящие), что умеют чертить волшебные знаки у големов на лбу. На самом деле все заклинания за них пишет ветер»

В. Пелевин «Любовь к трём Цукербринам»

Отчасти классик прав. Думаю, криминальные песни распевали ещё в Древнем Риме, а может, и в самом Вавилоне. Любой крупный город собирает под своей тенью романтиков ножа и топора. После тёмных дел их душа просит возлияний, а затем и песни.

Тематика этих песен также не меняется с древних времён. А вот то, как их поют, - совсем другое дело. Не буду говорить за гангстерский рэп, мало его слушал, но вот, например, «I shot the sheriff» Боба Марли - это ведь тоже шансон, как и бесконечные песни его коллег-растаманов с Ямайки про бесконечный перекур с косячком. Такие песни меня когда-то трогали. Сыграно просто, хорошо, талантливо. И спето с душой.

Я не случайно упомянул каннабиноиды: пусть будут ещё одним мостиком к рассказу о старом греческом шансоне, за музыкальность которого я тоже базарить не буду – выше можно послушать. Но явление, о котором пойдёт речь, мне показалось интересным.

Ножи, ствол и трубка для курения гашиша на обложке альбома.  «Рембетика» - криминальная романтика, блатные песни Пирея и Афин 20—30-х годов. Рембетикис в переводе - «неукротимый», человек вне закона. Он презирает человеческие нормы и условности: не женится, не работает, не носит галстук, ненавидит полицию, курит гашиш и помогает бедным.

Расцвет криминальной музыки «рембетика» пришёлся на 20-е годы, после того, как Греция проиграла войну Турции. Поток греческих беженцев из Турции переполнил портовые города Пирей и Фессалоники. Традицию курения гашиша они привезли собой.

Безработица, скученность и большое количество турецких наркотиков привели к разгулу преступности. Запрет на наркотики в Греции действовал с 1920 года, поэтому курильщики собирались в подпольных клубах, где звучали и песни-«рембетика». Самая распространённая тема — облава полиции. Фараоны топчут трубки с гашишем, жёстко прессуют, достойные, благородные и, главное, миролюбивые люди просто вынуждены хвататься за ножи.

Но не только о наркотиках поётся в этих песнях: «О, приди ко мне, мой дервиш, и послушай песни, полные боли, которые струятся из моего сердца». Любовная лирика «рембетики» романтична: в ней нет места грубости и похабщине, эротизму.


Естественно, какой шансон без песен о тюрьме?

«Тюрьма – это школа», песня А. Костиса.

«Приходи днём в тюрьму,

и приноси с собой нож,

мне нужно поговорить с одним типом,

и, может быть, мне придётся его устранить.

Приходи в тюрьму,

принеси с собой немного гашиша,

может быть, нам захочется его покурить.

В тюрьме сидят отличные ребята,

Как красива их речь!

Они все – мангес и просто чудо, что за люди, все – изысканные попрошайки.

Тот, кто не сидел, тот ни о чём не имеет понятия.

Тюрьма – это школа,

в которой роскошные учителя».

В 1936 году в Греции установилась жесткая диктатура и началась совсем непримиримая борьба с преступностью. Её блатной идеологией занялась цензура. Большинство исполнителей «рембетики», а это были профессиональные музыканты, отошли от дел и перестали записываться. А в 1941 году на Грецию напал Гитлер. Так закончилась эпоха классической «рембетики»





Tags: music, Афины, Греция, Пирей, история, мелодии и ритмы, шизофазия
Subscribe

Posts from This Journal “шизофазия” Tag

  • Сила вещей. Санкт-Петербург. Удельный рынок

    Из всех животных только человек окружает себя множеством вещей. Причем не только функциональных, но и, казалось бы, абсолютно…

  • Ночной альбом

    Один из самых известных финских электронщиков Сасу Рипатти. У музыканта три проекта - три направления, которыми он занимается.…

  • Вспомним зиму?

    Метеорологи обещали Петербургу и окрестностям два дня аномальной жары. Но сколько я помню, в конце июля у нас всегда жара. И самый…

  • The Night of Iguana

  • Будапешт – грустный город

    Сразу скажу: Будапешт – совсем не грустный город. Наоборот, город очень весёлый. И туристы едут сюда, в основном, чтобы…

  • Стамбул. Переулки Галаты

    «Стамбул – город контрастов». Расхожая, затасканная фраза, которая столько раз прилетала ко мне в комментариях к постам про…

  • Гэдээровский замок из чехословацкой сказки

    – Пойдём в эту... ГэДээРовскую аллею. – ...В какую аллею? – Ну, эту из чехословацкой сказки Сомкнувшиеся кроны…

  • Острова

    Мне как островитянину было невероятно приятно отдыхать на острове, только другом, в другом море, под другим небом. С детства…

  • Ночной альбом

    Как-то в семидесятые Джон Леннон назвал музыку Пола Маккартни мюзак. Из уст Леннона это звучало как страшное оскорбление. Ну это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →