Андрей Макаров (kostiyanich) wrote,
Андрей Макаров
kostiyanich

Category:

Про солидарность трудящихся и социальную справедливость





DSC_7512ampir.jpg





Идея социального равенства, вероятно, возникла параллельно с зарождением классового общества, ну, может, чуть позже. Чувство справедливости - одно из врождённых чувств человека. Движимые обидой на несправедливое устроение общества, неимущие, угнетённые поднимали восстания против имущих. Чаще восстания жестоко подавлялись, иногда вели к установлению новой иерархии из победивших восставших. Организовать государство без иерархии не получалось, и бывшие угнетённые сами становились угнетателями.




DSC_7517ampir.jpg


Но в истории были примеры попыток устроения общества на принципах равенства. Самый интересный, не считая Страны Советов, это пример из истории Персии V-VI веков.
Засуха, нашествия саранчи, последующие неурожаи привели страну в 491 году в состояние глубокого кризиса, начались беспорядки. Ближайший советник правившего в это тяжёлое для страны время шаха Ковада (488-531) верховный жрец Маздак предложил программу урегулирования кризиса.




DSC_7512ampir.jpg



Если кратко, то суть её в следующем: в мире существует добро и зло, добро - это воля и разум, зло - неразумие, стихийность, инстинкты. Собственность - это зло, потому-что обладание собственностью порождает зависть и вражду. Вывод: посредством разума исправить несправедливость - ввести равенство, уравнять блага, экспроприируя имущество богатых, раздавая бедным. В идеале создать такое общество, где всё будет общим: огонь, вода и трава - три начала, лежащие, по мнению Маздака, в основе всего. Тогда исчезнет зависть, прекратятся ссоры и вражда. Шах Ковад посчитал концепцию логичной и поддержал Маздака, начались реформы и конфискации. Больше всего сторонники Маздака - маздакиты, любили экспроприировать прекрасных девушек из больших гаремов знати, но не гнушались и другими богатствами, поровну распределяя отнятое между собой.




DSC_7512ampir.jpg




Вот что говорил Маздак: «Да будут разделены блага между людьми в одном и том же. Да отдаст один другому свое богатство, чтобы не было нищеты, бедности, чтобы все были равно наделены житейскими благами. Жены – тоже ваше имущество. Да будет разрешено каждому познать женщину. Пусть никто не будет в этом мире обделен удовольствиями и наслаждениями, двери желания да будут открыты перед всеми людьми».
Естественно это не понравилось определённой части общества, да и богатств на всех не хватало, и когда маздакиты нарвались на сопротивление, они устроили террор. Шах оказался марионеткой в руках борцов за социальное равенство. Интересно, что евреи из многочисленных общин, находящихся в Персии, разделились: ортодоксы-талмудисты возмутились концепцией и последствиями её претворения в жизнь, вольнодумцы-каббалисты с удовольствием присоединились к сторонникам Маздака.





DSC_7516ampir.jpg



В 496 году шах бежал от маздакитов к соседним эфталитам. Вернувшись с войском, он номинально вновь занял престол, но маздакиты продолжали играть главную роль в стране, терроризируя неугодных.




DSC_7497ampir.jpg




Кстати, в персидских и арабских источниках авторы изображают Маздака обманщиком. Приведу отрывок из книги «Сиасет-наме» («Книга о политике»), написанной Незам-оль Мольку (XI в.) и являющейся своеобразным наставлением царям, как следует управлять государством и подданными (в переводе с арабского Б. Заходера):
"Народ развратился от соблазна общности имущества и жён. Образовался средь простого люда такой обычай: приводил кто к себе в гости двадцать человек, и вот, откушав хлеба, мяса, вина, сладостей, послушав музыку, шли гости один за другим в женские покои, и это не считалось зазорным. Было даже правило: вошедший к женщине оставлял у дверей помещения шапку; когда другой сластолюбец видел положенную шапку, он должен был дожидаться, пока его предшественник не выйдет из двери."




DSC_7497ampir.jpg



Закончился социальный эксперимент Маздака и его сторонников весьма печально.
В 529 году сын шаха Ковада царевич Хосрой собрал войско из противников, привлёк на свою сторону племена саков, этих сил хватило чтобы расправиться с Маздаком и его сторонниками. Расправа была жестокой: Маздака повесили, остальных закапывали в землю живыми вверх ногами. Но что  интересно – это древнее государство социального равенства просуществовало почти 40 лет. Дольше держалась только Страна Советов





Tags: история, шизофазия
Subscribe

Posts from This Journal “шизофазия” Tag

  • Стамбул. Переулки Галаты

    «Стамбул – город контрастов». Расхожая, затасканная фраза, которая столько раз прилетала ко мне в комментариях к постам про этот город, возникла,…

  • Гэдээровский замок из чехословацкой сказки

    – Пойдём в эту... ГэДээРовскую аллею. – ...В какую аллею? – Ну, эту из чехословацкой сказки Сомкнувшиеся кроны…

  • Острова

    Мне как островитянину было невероятно приятно отдыхать на острове, только другом, в другом море, под другим небом. С детства…

  • Ночной альбом

    Как-то в семидесятые Джон Леннон назвал музыку Пола Маккартни мюзак. Из уст Леннона это звучало как страшное оскорбление. Ну это…

  • Кронштадт

    Сегодня никаких закатов и рассветов. Никакого собора, отремонтированного Светланой Владимировной. Никаких морей, якорей и…

  • Володя

    Ленин ещё долго будет богом. Низвергнутым, низложенным, разоблачённым или оклеветанным, и в то же время – многими…

  • В сердце Петроградки

    Идём с приятелем по Петроградке. Вижу парня с двумя фотоаппаратами, увлечённо снимающего стены модернистского здания социалистической эпохи. – Что…

  • Мелодии и ритмы

    Гениальная мелодия композитора Артемьева, под которую когда-то плескалась и горела нефть в "Сибириаде", для нового…

  • Вечерний Стамбул

    Ещё несколько фотографий из Стамбула с небольшими пояснениями: Флигель вокзала Сиркеджи. Вокзал очень красивый, но целиком…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 75 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →