Андрей Макаров (kostiyanich) wrote,
Андрей Макаров
kostiyanich

Путешествуя по Ленинградской области







DSC_4717ampir.jpg




Недавно мы с друзьями совершили небольшой вояж по Ломоносовскому и Волосовскому районам. Первой остановкой был посёлок Гостилицы. Осматривали мы его под проливным дождём, внезапно получив информационную поддержку от слегка подвыпившего местного краеведа, который ходил почему-то с голым торсом. "А что? Тепло и мокро, а вот это развалины дворца полковника Потёмкина", - вещал наш общительный экскурсовод.








Сельцо Гостилици на Ковоши впервые упоминается в Писцовой книге Водской пятины 1500 года. После Столбовского мира эта территория отошла шведам, но мыза Гостилицы принадлежала Новгородскому дворянину Никите Калитину, получившему в 1620 году шведское дворянство. Шведы в эдакое "захолустье" ехать не очень-то хотели. Окончательно вернул эти земли России Пётр I, который в 1721 году подарил имение Гостилицы фельдмаршалу Миниху. Тот развернул здесь бурную деятельность: перегородил речку Гостилку плотиной, построил потешную крепость, мельницу, красильный завод и роскошную усадьбу.








В 1743 году Гостилицы переходят к А. Г. Разумовскому; Разумовские владеют усадьбой до 1824 года. Владеют не очень разумно. Вместо красильного завода здесь появляется обширный зверинец с лосями, медведями  и оленями, а также пруды, гроты и фонтаны. Усадьба погружается в атмосферу праздности, здесь часто бывает императрица Елизавета Петровна (поговаривали, что она стояла с Алексеем Разумовским в тайном морганатическом браке). Разумовский устраивает грандиозные праздники с фейерверками, пышные охотничьи выезды. Но в 1748 году случился конфуз: одним майским утром произошла просадка фундамента - и здание начало рушиться. Вместе с Елизаветой в тот момент в усадьбе гостили Пётр и Екатерина. Последнюю сержант Преображенского полка Левашов на руках вынес из разрушающейся комнаты, чем спас будущую императрицу. После этого случая произвели проверку дворцов вокруг Санкт-Петербурга.








В 1824 году усадьбу покупает полковник А. М. Потёмкин (спасибо нашему экскурсоводу;-)). Он строит дворец в готическом стиле по проекту А. И. Штакеншнедера. "Остатки" этого дворца видны на фотографиях. Дворец-замок имел романтический вид и свободную асимметричную планировку, был оборудован водопроводом: вода подавалась из озера с помощью паровой машины. Жена полковника Татьяна Борисовна (урождённая княжна Голицина) открыла школу для крестьянских детей! В селе в это время было 86 дворов.









Позже усадьба была продана барону Ф. Е. Врангелю за 190 000 рублей. Охотничьи угодья, завод для выделки древесной массы и водяную мельницу владелец сдавал в аренду.











Последним хозяином Гостилиц стал Карл Сименс, который вместо мельницы возвёл гидроэлектростанцию, незадолго до революции проведя в отдельно взятой деревне электрификацию. На этот момент в селе было уже 113 дворов.



DSC_4662ampir.jpg



В 1918 году по прямому указанию В. И. Ленина здесь был организован совхоз "Красная Балтика", который, помимо земледелия, специализировался на разведении форели в прудах усадьбы.











Разрушение пришло в Гостилицы с гражданской воной: здесь шли бои за Петроград с Юденичем. Но сильнее всего пострадала усадьба во время Великой Отечественной войны: два года там проходила линия фронта. Немцы разбирали усадьбу и хозяйственные постройки на укрепления, рубили деревья в старинном парке. То, что не разобрали немцы, пострадало от артиллерийских обстрелов.













DSC_4656ampir.jpg



В 1755 году по проекту архитектора Квасова в Гостилицах была построена  церковь Троицы Живоначальной. Она сочетала в себе элементы архитектуры классицизма и барокко и была полностью восстановлена в 2010 году. Сейчас церковь действующая, и это единственная здесь старинная постройка в приличном состоянии.

















Купив у местных жительниц ягоды, мы продолжили путешествие.









Следующим пунктом назначения была деревня Лопухинка, возле которой находится радоновое озеро.






Лопухинка тоже имеет свою длинную историю, хоть она и короче истории Гостилиц. Своё название деревня получила в 18-м веке от фамилии Петра Лопухина, который считается её первым владельцем. Известный, хоть и опальный род в России тех времён. Достаточно вспомнить о Евдокии Лопухиной, первой жене Петра I.








Имение долго переходит из рук в руки, пока не оказывается во владении Х. В. Геринга (1747-1821 гг.). Но лишь его сын Павел Христианович Геринг, получив Лопухинку в наследство в 1833 году, занялся коренным обустройством усадьбы и территории. Он сразу оценил живописную округу имения - и в 1841 году здесь был открыт курорт с водолечебницей.
В самой деревне жили ингерманландцы, ижора и русские. Но дворов было немного, а население чуть превышало 100 человек, наверное, поэтому П. Х. Геринг и сосредоточился на здравоохранении.










Курорт и водолечебница были выполнены в "швейцарском стиле", благо, в местной природе с отвесными обнажениями ордовикских пород есть что-то швейцарское. Кстати, в обнажениях до сих пор можно найти окаменевшие остатки трилобитов.














Геринг построил на реке плотины, в результате чего образовались два проточных озера с прозрачной водой, так как радон препятствует развитию в воде органики. Как были обнаружены её целебные свойства? Вероятно, методом проб и ошибок (большие концентрации радиоактивного радона вредны для человека, а малые обладают лечебным эффектом). Местные жители знали про свойства радоновых ключей, ничего не зная о радиации.



Стараниями Геринга водолечебница и курорт начали принимать отдыхающих со всей губернии и более отдалённых мест.

Дружил Геринг с Фадеем Фадеевичем Беллинсгаузеном, открывателем Антарктиды и губернатором Кронштадта. Перед началом знаменитой экспедиции Беллинсгаузен гостил именно в Лопухинке. Позже с хирургом Пироговым Фадей Фадеевич организовал бесплатную лечебницу для офицеров флота. Приезжающие размещались в двух каменных особняках, которые не сохранились.


В 1917-м имение Герингов национализировали.












Сегодня радоновые источники и озёра деревни Лопухинка официально считаются региональным геологическим памятником природы. Больных здесь уже не лечат, от господских домов сохранились только стены усадьбы Геринга. Парк давно превратился в обычный лес с обычными ромашками.









Продолжаем наше путешествие







Поля Ленинградской области




Наше внимание привлекло стадо коров, мирное спокойствие которых охранял почему-то пастух-таджик. Коров очень хотелось сфотографировать, но они как-то неудачно очень тесно кучковались. Мы отправились дальше, обсуждая врождённый коллективизм наших коров. Вот, скажем, европейские, даже если сближаются, всё равно сохраняют личную зону до метра. Наши же жевали траву почти в обнимку, и лишь пастух держался от них на расстоянии.








Где-то здесь проходит граница Ломоносовского и Волосовского районов.










По дороге наше внимание привлекло здание кирхи возле деревни Губаницы. Решили её осмотреть.


Евангелическо-лютеранский приход "Губаницы" - Церковь Святого Иоанна Крестителя. Об истории кирхи нам рассказал местный смотритель.







Лютеранская община образовалась ещё при шведах в 1647 году, а первая деревянная кирха была возведена в 1704-м. Каменное же строение по проекту Эдуарда Львовича Гана в готическом стиле было построено в 1861 году. Большинство прихожан за всю историю прихода были ингерманландцами-савакотами, но в конце 19-го века в приходе появилось большое количество эстонских переселенцев, поэтому службы велись на эстонском и финском языках.

В 1903 году в кирхе был сделан ремонт, который полностью оплатили местные крестьяне Венеамин Кекки и его сын Йохан. На 1917-м в приходе было 6432 человека. В августе 1937 года богослужения прекратились, а пастора Лео Шульца расстреляли. Официально кирха закрылась в 1938 году. После этого в здании располагались конюшня, тюрьма, пилорама и амбар.

В 1988 году в Губаницах не без помощи Финляндии возродилась община Церкви Ингрии, которой и было передано здание. С 3 декабря 1989 года в храме начались богослужения. Пастор Арво Сурво, поэт, собиратель фольклора, автор-исполнитель христианской музыки, принял в восстановлении активнейшее участие. Арво Суво долго был настоятелем Губаницкого прихода, но в 1999 году эмигрировал в Финляндию. В кирхе были гитары - там до сих пор поют христианские песни, а мне разрешили поиграть на старинной фисгармонии. Сейчас приход кирхи очень маленький - менее ста человек, в основном, ингерманландсие старики, большинство ингерманладцев в 90-е и 00-е эмигрировали в Финляндию.






К середине дня погода наладилась, или мы просто выехали из-под дождевых туч, но к следующей остановке уже приближались под ярким палящим солнцем, что очень соответствовало обстановке: нам открылся великолепный вид на почти античные руины церкви Троицы Живоначальной в деревне Пятая гора










Имение Пятая гора было куплено Фёдором Брискорном, внуком аптекаря Екатерины II и Павла I, сумевшим заработать немалые деньги при дворе Павла I. А подольститься к императору Фёдор Максимович смог с помощью подаренных перчаток, связанных женой, которые Павлу очень понравились. Если вспомнить почти мистическую страсть Павла к этой детали гардероба и легенду о том, что цвет Михайловского замка был выбран по цвету перчатки, оброненной на балу Анной Лопухиной, любимой фавориткой Павла, и учесть, что ты сам только что приехал именно из Лопухинки (бывшего имения, подаренного Павлом семейству Лопухиных), начинаешь воображать, что из таких совпадений, переплетений, случайных и иногда надуманных, соткано пёстрое полотно истории местности










История храма запутана и непонятна. В источниках утверждается, что построили его по велению безутешной вдовы Фёдора Максимовича Брискорна, дабы почтить его память. Но при строительстве использовали местный мергель, не очень прочный материал, быстро разрушающийся от влаги. Храм красивый, классические античные мотивы, кто-то прозвал его даже местным Акрополем, но аварийным храм был ещё до Революции. Ровная кладка держалась до 60-х, однако потом какой-то тракторист решил снести крест, зацепив его крюком, - и кровля поехала. Исследователи в очертаниях храма видят "руку" самого Львова. Но он умер раньше начала строительства (1829-й - год постройки), хоть и оставил после себя много проектов. Возможно, это один из них








Честно скажу: если бы на этом месте стояла отреставрированная церковь, с джипами батюшек, ларьком с иконами и кроссоверами прихожан, среди которых пробирались бы одинокие бабушки в платочках, чтобы поставить свечку, я не был бы так впечатлён. Более того, я был бы заранее разочарован - и мы бы сюда просто не поехали. А сейчас тут сама история, романтичная, величественная, без наносного и сиюминутного. Руины (они же как катакомбы) и крест - надо ли православному человеку что-то ещё?








Мы провели у храма довольно много времени – уезжать не хотелось. Но по плану поездки последней точкой маршрута был Кюрлевский карьер в районе деревни Донцо.






Кристально чистая вода с багамским отливом и белой... гажей. Гажа, в результате добычи которой и образовался карьер, - природный материал, основа портландцемента. Надо сказать, что на кюрлевской гаже построено немало домов и особняков Санкт-Петербурга. Здесь мы, конечно, искупались, немного понаблюдали за безмятежной жизнью дачников и решили всё-таки ещё раз съездить к храму у Пятой горы.









Полюбовавшись закатом, мы поехали домой












Когда ехал обратно, думал, что имения со временем превращаются в сельсоветы, сельсоветы в садоводства, садоводства, учитывая постепенную деградацию и скатывание нашего общества в феодальные отношения, легко могут превратиться обратно в имения, которые впоследствии снова могут стать пионерлагерями и санаториями. Такова наша история, а вокруг всегда разбросаны то деревеньки с избами, где топят по-чёрному, то невзрачные дома колхозников, то убогие дачные постройки из самых дешёвых строительных материалов.

От впечатлений и красоты природы меня охватила очень странная внутренняя безмятежность и прилив любви к родному краю. В голову полезли совершенно анархические идеи: интересно, настанут ли времена, когда человек сможет жить здесь по-человечески, в небольших, но красивых, уютных домах с палисадниками, работая и отдыхая в удовольствие, творя, воспитывая детей, отвечая за свои поступки по совести, защищая свою землю без принуждения.

Жить без князей и баронов с их пышными дворцами, французским языком и немецкими замашками, без надрывных борцов за счастье с их дворцами советов, райкомами, клятвами и партбилетами, без неофеодалов с их кичливыми поместьями за сплошными оградами и патологическим желанием нае..ать. Жить общиной или индивидуально - как захочется, но чтобы тебя не европеизировали одни, не пытались строить другие и  на….ли  третьи







Tags: Ленобласть, Фотография, архитектура, история, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “путешествия” Tag

  • Цюрих. Лиммат

    В этом году в сентябрьской Европе было удивительно жарко. Впрочем, жарко было почти всё лето, и не только в Европе. Даже у нас.…

  • Цюрих. Сентябрь

  • Санкт-Петербург

    В воскресение тестировал фотоаппарат. Но как-то неудачно. Только разобрался в кнопках и настроил под себя, кончился заряд аккумулятора. На…

  • Флоренция. Часть VIII

    Флорентийские зарисовки. Из жизни горожан и туристов…

  • Санкт-Петербург. Осень

  • Цюрих. Вечер. Ночь

    Люблю ночные города. Вот Цюрих, к примеру. Днём слишком видна дифференциация социальных ролей: расслоение общества на свету…

  • Цюрих. Китайский сад

    Не самое интересное, но достаточно необычное место в Цюрихе – Китайский сад. Он был подарен Цюриху в 1993 году…

  • Италия. Пиза

    Основной целью поездки в Италию была Флоренция: жена хотела показать мне этот город. Поэтому на осмотр Пизы мы оставили всего…

  • Витебск

    Один из древнейших городов Белоруссии, её культурная столица, славная своей художественной школой, крупный промышленный и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 138 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →